У нас скорее купят гелендваген, чем будут участвовать в гонках» - пилот ралли Андрей Чередников

Алматинский предприниматель Андрей Чередников занял 6-ое место на этапе Кубка мира по ралли-рейдам «Ралли Казахстан 2019». Гонщик рассказал inAlmaty.kz сколько может стоить автомобиль для ралли, почему на казахстанских гонках из года в год побеждают гонщики из арабских стран и почему государство не поддерживает автоспорт.

Как оцениваете уровень организации «Ралли Казахстан»? Гонка как этап Кубка мира по ралли-рейдам приходит у нас уже третий раз.

  • На самом деле эта гонка прошла уже в пятый раз. Она инициирована Федерацией автомотоспорта Казахстан, которую возглавляет Марат Абыкаев, а я являюсь ее сотрудником в комитете по ралли. Мы подобрали интересный маршрут по Мангыстау. Там очень интересное сочетание ландшафтов и покрытий, которого, наверное, нет ни в каком другом регионе страны. Три года назад к нам приехали наблюдатели из международной автомобильной федерации - FIA, и гонка приобрела статус этапа Кубка мира. Это очень престижное и важное событие в мире автоспорта, за это право идет большая конкуренция среди стран. В этом году Кубок мира по ралли-рейдам разделили на категории «баха» протяжённостью до 1200 км и марафон свыше 1500. Марфонские этапы проходят в Катаре, Абу-Даби, Марокко и Казахстане. В качестве кандидата на один из этапов выступает Иордания. Как видите, желающих принять Кубок мира много, но к сожалению, это не всегда понимают на уровне государства.


А «Ралли Казахстан» проводится за частные средства?

- Да, за счет средств федерации автоспорта. Федерация у нас также существует от взносов участников, выдачи лицензий гонщикам и личных средств ее руководителя. Надо понимать, что спортивное событие масштаба «Ралли Казахстан» требует больших затрат. В организационных мероприятиях, подготовке трассы, фиксации результатов и главное обеспечении безопасности задействовано не менее 250 человек. В основном это местные волонтеры из Актау и Мангыстауской области. Люди должны стоять вдоль маршрута, чтобы не допустить заездов в боевой канал гражданского транспорта. Протяжённость нашей трассы очень большая – 1900 боевых километров. В этом году к нам приехали все мировые топы, которые борются за звание обладателя Кубка мира. Знаю, что «Самрук-Қазына» в этом году подключались как партнеры, пропорции их вложений не знаю, но думаю это была мизерная часть. Надеюсь, в будущем государство окажет более весомую поддержку. У нас в стране в основном промоутируют олимпийские виды спорта, забывая о таких видах, как ралли. В то же время здесь собирается большое количество участников, представляющих почти весь земной шар и это очень важно для продвижения страны.

Сложно ли собрать экипаж для ралли-рейдов? Сколько у нас профессиональным команд в этом виде автогонок?

- В нашей дисциплине все зависит от класса автомобиля. Я выступаю в классе Т1 суперпродакшен - это самые быстрые автомобили. У них от серийных моделей только двигатель, эти внедорожники собирают вручную и выпускают в единичных экземплярах всего несколько компаний. Есть класс Т2, где за основу берут серийные модели и модернизируют их. Они медленнее и нежнее в гонке, но дороги в обслуживании и количество участников в этом классе сокращается. Самый доступный класс – облегченные автомобили багги. Их строят по оригинальной схеме, но есть и серийные модели. Я думаю, что за ними будущее, особенно для казахстанских гонщиков, которые не могут позволить приобрести дорогую машину и обслуживать ее. Чтобы участвовать в гонках уровня Кубка мира нужно иметь спортивную лицензию, опытного штурмана, ремонтную команду.

Все участники ралли-рейдов делятся на профессионалов, автомобиль которым предоставляет спонсор и они получают деньги за гонку, и любителей, которые самостоятельно оплачивают все расходы. У нас все пилоты любители и их можно пересчитать на пальцах одной руки. Это команда OFF ROAD Kazakhstan которую представляю я и Марат Абыкаев. У нас нет спонсоров и мы все оплачиваем из своего кармана. Я выступаю в T1, в этом классе также есть три гонщика из казахстанской команды MobilEx Racing Team. У них гонки это одно из подразделений бизнеса, и они спонсируют сами себя. В классе T2 есть три казахстанских экипажа, это Марат Абыкаев и еще два экипажа Мангыстауской команды Aktau Motorsport. Также сомневаюсь, что у них в Актау есть какой-то спонсор.

А среди ваших соперников все профессионалы?

- Профессионалы борются за лидирующие места в зачете Кубка мира. Победитель «Ралли Казахстан» и неоднократный обладатель Кубка мира катарский гонщик Нассер Аль-Аттия представляет профессиональную команду Overdrive Racing. Их партнером выступает Toyota, которая предоставляет гонщикам автомобили и платит за результат. Кроме того, Нассера поддерживают спонсоры из Катара, правительство страны, местная сотовая компания. Серебро на казахстанском этапе взял Стефан Петерансель, он выступает за команду X-raid, которой владеет BMW. Эти люди всю свою жизнь посвятили пилотированию на ралли гонках. В составе крупных команд есть и коммерческие гонщики, которые платят команде за аренду автомобиля. Так, например, саудит Язид Аль-Раджи арендует машину у Overdrive Racing.

Насколько дорогой это спорт? Сколько стоит подготовить такой автомобиль как у вас?

- Такой автомобиль не готовят, а буквально собирают с нуля. Мой собрали в Чехии в мастерской известного гонщика Мирослава Заплетал. Среди производителей машин класс T1 они находятся на третьем месте в мире. Внешне он напоминает пикап Ford F-150, но это муляж. Двигатель стоит от Ford Mustang, а все остальные детали вообще сделаны на заказ. Постройка такой машины обойдется в 375 тысяч евро. У Overdrive Racing машину стоят 550 тысяч евро, а у BMW X-raid около 700 тысяч. С T2 все проще, там достаточно несколько опытных механиков с раллийным опытом. Марату к примеру машину делали в Прибалтике. Сделать автомобиль такого класса на базе к примеру, Toyota Land Cruiser 200 можно за 150 тысяч евро. Ну и самый бюджетный класс багги – около 100 евро за авто. У раллийных машин особый пространственный каркас. Для моего автомобиля к примеру, заказывали особые хромансилевые трубы из молибдена, которые специально для него раскраивали. При сборке такой машины очень трудоёмкая сварка. Нужна особая подвеска, коробка передач, редуктора, ступицы, тормозные системы, карданы. Эти о объясняются высокие цены.

Наверное, есть еще расходы после каждой гонки, чтобы восстановить автомобиль?

- Механики делают ребилд после каждого боевого дня. Если есть комплектующие механик может произвести ремонт прямо на месте. После протяженной гонки вскрывается коробка, меняются ряды так как там большой износ, двигатель проверяется на динамо-машине по параметрам. Остальное собирается и разбирается. Ребилд после такой гонки как «Ралли Казахстан» будет стоить не один десяток тысяч евро. Расходы конечно зависят от того как ты едешь. К примеру, я за гонку меняю три пары шин, а можно и десять.

В чем на ваш взгляд секрет успеха гонщиков из арабских стран? Из года в год они побеждают на «Ралли Казахстан» и других международных соревнованиях?

- Секрет в том, что эти люди могут на стопроцентной основе ездить все этапы гонок и регулярно тренироваться, не испытывая при этом финансовых трудностей. У них больше возможностей для практики и тренировок так как они профессионально занимаются этим. Команды предоставляют им самую топовую технику и обслуживание. У нас есть хорошие природные условия для тренировок, но нет ни денежных и временных ресурсов. Для тренировки нужно подготовить трассу, огородить ее от всех посторонних. Конечно автомобили имеют огромное значение. У пилотов из лучших команд подготовка шасси значительно выше. С ними тяжело тягаться и попасть в 10-ку на таких гонках уже событие. В арабских странах и Европе у гонщиков есть много спонсоров. Я встречал автомобили на кузове которых было больше сотни спонсорских наклеек. У нас в СНГ к сожалению, к автоспорту пока не проявляют такого интереса. Конечно если бы была возможность мы отдавали бы этому делу все время. Считаю, что 6-е место из 11 участников - это хороший результат.



На этих гонках кажется впервые принимал участие женский экипаж. Как вы считаете ралли-рейд - это чисто мужской вид соревнований? Женщины соревнуются в общем зачете?

  • Да они выступали в классе T3, но для них были особые условия. Стартовый взнос 0, хотя для других участников 5 тысяч евро. Это проявление уважения к женскому экипажу, чтобы мотивировать их к участию. Пока из женщин выступают только российские экипажи. Безусловно ралли-рейд это мужской вид спорта и участие в нем женщин - это беспрецедентное событие. Тут нужно переносить очень большие нагрузки. 99% мужчин не смогли бы показать такие результаты, как эти женщины.

Каков на ваш взгляд перспективы развития ралли гонок у нас в стране? Есть молодые пилоты?

- Честно говоря особого оптимизма по этому поводу не могу выразить. Видя ситуацию в классическом ралли, я понимаю, что не так много людей проявляют к этому интерес. У многих людей в нашей стране есть финансовые возможности заниматься этим видом спорта, но они предпочитают купить гелендваген за 250 тысяч и заниматься самолюбованием. В последнее время классическое ралли из которого вырастает ралли-рейд и автокросс идут у нас на спад. В нашем регионе уже несколько лет не проводятся крупные гонки в этих видах. В центральном и северном регионах страны ситуация лучше. В Астане, Караганде и Костанае регулярно проходят гонки на льду, а это как раз элемент классического ралли. Там много озер, на которых зимой образуются хорошие ледяные покрытия. На этих гонках много участников, есть и перспективная молодежь. Чтобы подготовить автомобиль для гонок по схеме классического ралли не нужно много средств. Надеюсь, что из числа этих энтузиастов вырастут настоящие профессиональные гонщики.

Напомним, что этап Кубка мира по ралли-рейдам «Ралли Казахстан 2019» прошел с 27-го мая по 1-ое июня в Мангыстау. На гонку заявлено 28 боевых экипажа из 17 стран. В соревновании выступят множество звезд мирового ралли.


Оставить комментарий

Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комменатарии.

Проверка штрафов ПДДСтархование в Казахстане по скидке 20%